Типажи и амплуа актёров. Зачем, почему и как?

Говорят, вся наша жизнь – театр! Богемный, утончённый и грандиозный. А для кого-то театр и есть жизнь. Часто, всё, что мы видим на сцене, сидя в портере театра, или на большом экране кинотеатров, шурша рукой в ведре попкорна, с голубого (читать «телек») экрана, утопая в нежных объятиях нашего дивана – всё это очень похоже на реальную жизнь. Невероятные захватывающие сюжеты, душещипательные истории, сцены, диалоги, которые поражают в самое сердечко, а главное – множество персонажей, от которых невозможно оторвать глаз. Ни один, ни, тем более, оба.

Интересно, что некоторые актёры в каждом фильме играют ну уж очень похожие роли. А другие примеряют на себя неисчисляемое количество образов. От чего это зависит? Почему кому-то достается роль принца на белом коне, а кто-то вынужден всю жизнь играть этого самого коня?

Здесь мы и сталкиваемся лицом к лицу с понятиями типаж и амплуа. Что это такое и зачем оно нам нужно?

Что такое типаж и амплуа?

Каждый актёр имеет свой уникальный набор внешних данных, отличительных черт характера, глубин внутреннего мира, и всякого другого разного, что определяет его типаж и амплуа. Мудрейшая мать Википедия может нам поведать, что амплуа (от фр. emploi «занятие, роль») – определённыё род ролей, соответствующих внешним и внутренним данным актёра. Ну, вроде бы, не всё так страшно, и даже немного понятно. Давай разбираться дальше. Какие существуют амплуа?


Виды амплуа

Стоит отметить, что вся эта каша с классификацией актёров заварилась еще во времена древнегреческого театра. Тогда существовало два основных вида произведений - трагедия и комедия. Из этого мы получаем два основных вида актёров – трагики и комики. Хм, как-то подозрительно просто…

Но шли годы, столетия, менялся мир, и театралам захотелось перемен. И тут бах! Во времена классицизма, европейский театр определяет около 17 видов мужских и женских ролей! Фух, уже больше похоже на правду, но за что так много?

Не переживай, мы не будем тебе перечислять все эти виды амплуа, хотя бы потому, что они уже не актуальны. Сейчас, как и тогда, мир не стоит на месте. К твоему счастью, театралам нашего времени не скучно живется и они решили всю эту систему упростить.

И так, в наше время существуют две основные группы типажей – драматические герои (сюда же лирические и трагические) и характерные герои. К драматической группе относятся Герой и Героиня. Главные роли, как правило, достаются именно этим типажам.

Как выглядит Герой? Высокий статный мужчина, с широкими плечами, мужественными чертами лица и (хедшот для юных дам) бархатным низким голосом. Вот чтобы глянула – и любовь на всю жизнь.

Героиня должна быть под стать своему Герою. Высокий рост, стройная фигура, аристократические черты лица, пронзительный взгляд, лёгкая бледность, томный голос и роскошные длинные волосы. Мужчины в своих снах видят именно её.

Влюблённый и Влюблённая. Тут всё слегка приземлённее. Для мужчины уже не так важен высокий рост, телосложение и голос могут быть средними, черты лица не такими мужественными, а пластика подвижная и мягкая.

Девушка – воздушная, лёгкая, мечтательная, допускается средний рост и более высокий голос. За примером далеко ходить не надо, Ромео и Джульетта идеально подходят.

Существует ещё амплуа, находящееся на границе двух групп – Неврастеник. Как правило, это роли болезненно-нервных людей, переживающих сильные душевные терзания и личностный кризис. Например, наши любимые Джокеры – Никклсон, Леджер и Феееееникс!

Вторая группа типажей это характерные герои. Сюда попадают люди с яркой подвижной мимикой, особенными чертами лица, которые выделяются из серой массы людей. Люди-солнышки. Тебе прекрасно подойдёт характерный герой, если у тебя, например, пышные кудрявые волосы, веснушки, или же ты вся такая пампушечка-хохотушечка и грусть тебе чужда. Такие люди очень раскрепощены, свободно владеют своим телом, обладают яркой жестикуляцией. Характерные герои – комики во плоти.

По части теории всё понятно. А что на практике? Является ли амплуа важной составляющей полного раскрытия образа персонажа либо же актёры сталкиваются с определёнными ограничениями?

Амплуа в современном искусстве

От классических 17 типов ролей начали понемногу отказываться ещё в ХХ веке. Сейчас же человеку абсолютно не нужны никакие ограничивающие понятия и рамки, особенно таким творческим гениям, как актёры. Талант не знает границ, поэтому в наше время все эти классификации здорово стираются. Из этого мы получаем чистое поле для творчества и синергии режиссёра и актёра.

Если ты по описанию чистый характерный персонаж, но в душе у тебя боль одинокого сердца, то ты смело можешь стать главным героем самой грустной в мире мелодрамы. И наоборот, если на вид ты бледнокожая строгая аристократка, но чувство юмора твой сиамский близнец, то вполне вероятно попробовать себя в роли хохотушки.

Самое главное и важное в актёре – это талант, и его нельзя сковать цепями всяких типажей и амплуа. Он свободен, как и ты в своей игре. Не ограничивай себя ни в чём. Может, твоя самая блистательная роль именно та, которую ты никогда не примерял? Пробуй, находи себя. Если нашёл – забирайся в самые дальние углы и находи что-то новое. Это же невероятно круто - творить без рамок и границ.

Кстати, раскрывать свой актёрский талант ты можешь у нас на курсе. ShowMax – отличная взлётная полоса для твоего творчества. Приходи, будем творить и вытворять вместе!


Комментарии
(войди/зарегистрируйся)

Не пропусти

ПОСТЫ